-
Приключения школьного учителя
Написано Апрель 29th, 2016 Нет комментариев«Большая перемена» — советский четырёхсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972 — 1973 годах режиссёром Алексеем Кореневым.
Съемки этой картины закончились в начале 1972 года, телепремьера состоялась 29 апреля, а называлась она «Большая перемена». Правда, сначала у нее было другое название, и играть в ней должны были другие актеры, и финал был совсем не таким…
«Иду к людям» — именно так называлась повесть Георгия Садовникова, написанная еще в 50-х годах и легшая в основу сюжета. История о школьном учителе Несторе Петровиче родилась у автора, когда он сам учительствовал в школе рабочей молодежи в Краснодаре. Автобиографическую повесть приметил режиссер Алексей Коренев — и процесс, как говорится, пошел.
Садовников и Коренев вместе написали сценарий фильма и назвали его «Приключения школьного учителя». Но когда в «Вечерке» появилось малюсенькое сообщение о начале съемок, в Министерство образования поступило несколько сотен писем от возмущенных учителей: «Не надо издеваться над учительством! Педагогика и приключения — вещи несовместные!» Название надо было срочно менять.
— Уже на следующий день я, режиссер, оператор Анатолий Мукасей и еще пара человек из съемочной группы поехали отметить радостное событие в ресторан Дома литераторов, — вспоминает Садовников. — «За лучшее название ставлю бутылку коньяка!» — предложил я. Толя Мукасей тут же сказал: «Большая перемена». И честно заработал свой коньяк!Нестором Петровичем мог стать Андрей Мягков
Знакомясь с историей создания любого фильма, понимаешь: а ведь он мог быть совсем другим! И «Большая перемена» не исключение. К примеру, Нестором Петровичем мог стать Андрей Мягков. Но, говорят, актер поставил условие, что в фильме будет сниматься только вместе с супругой. Выбрали Михаила Кононова.Роль Ганжи примеривали на себя Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался сниматься и попросил свою супругу отвезти сценарий на киностудию. В дверях она столкнулась с режиссером Алексеем Кореневым, который тут же обратил внимание на девушку. «Что вы делаете сегодня вечером?» — спросил он. «А в чем дело?» — «Приходите на репетицию». Это была студентка школы-студии МХАТ Светлана Крючкова.
Вечером на репетиции она пробовалась на роль жены Ганжи — учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», — поставил задачу режиссер. Крючкова сопротивлялась, сопротивлялась и… укусила Ганжу-Збруева за палец. Придя домой, Светлана расстроилась: «Не возьмут». Но на следующий день ей позвонили и сказали: «Вас утвердили, только на роль Нелли Ледневой».
«Большая перемена» для Светланы Крючковой стала судьбоносной. Телефильм показали как раз тогда, когда Крючкова оканчивала школу-студию МХАТ. И ее пригласили сразу все московские театры! А женой Ганжи в фильме (между прочим, в повести Садовникова учительница и ученик женаты не были) стала молодая актриса Театра им. Моссовета Наталья Богунова.Брюнетка Гвоздикова и неуживчивый Кононов
Поскольку Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова, выбранная режиссером на роль Полины, были блондинками, последней предложили надеть черный парик, в котором актрисе было нестерпимо жарко. К тому же поклонники не сразу узнали Наталью Гвоздикову в жгучей брюнетке Полине. После выхода на экран «Большой перемены» один мужчина аж из Сибири приехал свататься к Полине. И был очень удивлен, что его любимая на самом деле светленькая.А вот Люськой — ветреной подружкой танцора Генки Ляпишева — вполне могла стать младшая дочь режиссера, будущая звезда советского кино Елена Коренева. Но наотрез отказалась: мол, я не комедийная актриса. На самом деле причина была в другом — молодой человек Елены еще до съемок начал ревновать ее к некоторым партнерам по съемочной площадке. Пробовалась на эту роль и Нина Маслова, в конце концов сыгравшая Коровянскую. В итоге Люська досталась красавице и тоже блондинке Ирине Азер.
Виктор Проскурин, Савелий Крамаров, Александр Збруев, Валерий Носик — «Большая перемена» стала стартовой площадкой для многих молодых талантливых актеров. Впрочем, не только стартовой площадкой, но и замечательной школой, ведь у мэтров — Евгения Леонова, Людмилы Касаткиной, Ролана Быкова — было чему поучиться!— Компания у нас собралась потрясающая, — вспоминает Нина Маслова. — Все молодые, веселые. Хоть и жили в номере жуткой гостиницы Ярославля (там тоже снималась «Большая перемена» ) с колоссальным количеством тараканов, все равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, насобирали у каждого буквально по копейке, но стол накрыли!
— У Кононова был такой актерский прием. Чтобы разогреть себя, ему надо было с кем-то поругаться, — вспоминает Георгий Садовников. — Помню, однажды он сильно обидел жену Ганжи — Наташу Богунову. Пришлось ее долго успокаивать и утирать слезы. Но в целом нервных моментов было немного. Съемки проходили весело.
Кстати, бюджет телефильма по сегодняшним меркам просто смешной — 400 тысяч рублей. Сначала планировалось, что это будет двухсерийная картина. Потом работа закипела, руководству студии «Телефильм» материал понравился, и было решено сделать четыре серии.
— Вообще, их могло быть пять, — признался Георгий Садовников. — Просто время и деньги, выделенные на съемки, закончились. А сними мы пятую серию, фильм закончился бы балом!Источник
Другие посты о кино:
Владислав Дворжецкий
Михаил Кононов
Владимир Басов
Вия Артмане
Александр Кайдановский
Лариса Удовиченко
Мишель Пфайффер
Светлана Аманова
Три тополя на Плющихе
Ума Турман
Изольда Извицкая
Камилла Хорн
Джун Лангhttp://blogrev.livejournal.com/1863873.html
Оставить комментарий