• Вместо огня — дым (окончание)

    Написано Апрель 6th, 2016 news Нет комментариев

    Продолжение статьи о челябинском кинофестивале «Полный артхаус»

    В репертуар фестиваля 2016 года были включены современные работы российских кинематографистов, которые вошли в число номинантов престижной отечественной кинопремии «Ника». Это ленты «Конец прекрасной эпохи», «Под электрическими облаками», «Чайки», а также еще одна лента, осмысливающая события Второй мировой — «Милый Ханс, дорогой Петр» Миндадзе (в 2013 году Министерство культуры России отказало картине в финансировании по причине несоответствия историческим фактам).

    Для полноты картины оглянемся на фестивали минувших лет.

    Первый фестиваль в 2013 году открывала показом своей картины «Последняя сказка Риты» режиссер и актриса Рената Литвинова. Литвинова исполняет в ленте роль некоего существа, ангела смерти, которое приходит на землю (земные интерьеры подчеркнуто убоги — это старая больница, заброшенные здания) за душами умирающих людей. На земле «все так несовершенно», здесь «столько страданий», говорит Литвинова о замысле картины. В целом лента малоинтересна, разве что поклонникам Литвиновой, являющейся ключевой персоной киноработы.

    Последння сказка Риты.jpg

    Тему смерти продолжает фестиваль следующего, 2014 года. В картине нидерландца Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» Рената Литвинова играет роль сводницы в гостинице, принадлежащей богатому графу. Содержанка графа Элиза влюбляется в молодого врача. В тот момент, когда старый граф умирает и Элиза становится свободной, ее возлюбленный из гордости отвергает ее, хотя знает, что Элиза смертельно больна. Он возвращается в заброшенную гостиницу лишь спустя много лет. Покинутая им Элиза давно мертва, однако ее душа остается здесь, она ждет того, кого любила, чтобы забрать с собой. «Любовь — она же все разрушает, любовь — это же обман», — говорит героиня Литвиновой. Любовь здесь, действительно, отнюдь не побеждает смерть, как в одноименном стихотворении Горького.

    Еще одна лента фестиваля 2014 года — «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко. Режиссер снял цикл новелл об обычаях и быте народа мари, опираясь на одноименную книгу Дениса Осокина. В центре небольших сюжетов — сексуальные отношения героев, зачастую неприглядные, подчеркнуто физиологичные, переплетенные с народными легендами и обрядами. Съемки велись в марийских деревнях, в массовке участвовали местные жители. Такое сочетание национальной идентичности с омерзительностью бьет по малому народу, ведь марийцы до сих пор сохраняют самобытную культуру, язык и верования. «Я сочувствую режиссеру и сценаристу, которые не смогли увидеть красоты в культуре марийского народа», — пишет один из зрителей в отзыве о фильме.

    Работа режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь» поднимает тему нетрадиционной ориентации. Сложные отношения завязываются между студентом консерватории и бездомным парнем. Прообразом одного из героев стал Эрик Курмангалиев (1959—2007), советский и российский оперный певец, обладавший необычным для мужчины голосом — альтом. За пропаганду гомосексуализма ленту «Зимний путь» хотело запретить Минкультуры РФ. В итоге решение о запрете было отменено, однако петербургский киноцентр «Родина» и Киноцентр в Москве убрали картину из проката.

    Открывала показы 2014 года картина Киры Муратовой «Вечное возвращение». К героине приходит бывший однокурсник и просит совета, кого ему выбрать — жену или любовницу. Эти эпизоды сменяют друг друга, повторяясь множество раз в разных декорациях и с разными актерами. Досмотреть фильм до конца можно с трудом — часть зрителей покинула зал до финала картины. Аллюзия на Ницше здесь не ограничивается идеей «вечного возвращения». Как оказывается, повторяющиеся эпизоды — это отснятый рабочий материал умершего режиссера. Творец не успел закончить задуманную картину — такова здесь ницшеанская смерть Бога. А покинутые Творцом создания продолжают круговой бессмысленный бег: «Жизнь не коротка, но ужасна и конечна», — говорит главный герой.

    Беспросветность и безнадега — темы социальной драмы «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова. Главный герой, борющийся за справедливость в реалиях современной российской глубинки, обречен на трагический финал. Подобные же мотивы и в драме «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского, также вошедшего в репертуар.

    Яркий пример российской «безнадеги» — фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» — стал ключевой картиной «Полного артхауса» 2015 года. Представлять резонансную киноработу приехал в Челябинск сам режиссер. Дважды во время фестиваля была продемонстрирована и лента Юрия Быкова «Дурак», главный герой которой гибнет в попытке спасти жильцов рушащегося общежития. Бытовая драма «Берцы» Екатерины Шагаловой, герои которой бесконечно пьют и занимаются грубым сексом, по отзывам зрителей, понравится лишь тем, кому недостаточно беспросветности «Левиафана».

    Безусловно, полностью охватить десятки конкурсных и внеконкурсных работ фестиваля «Полный артхаус» невозможно. И все же репертуар является отражением современного российского кино. Да и в названии фестиваля за налетом скабрезности кроется лукавство. Действительно полный артхаус просто не собрал бы зрителей, которых фестиваль еще как-то завлекает известными именами и громкими картинами вроде «Трудно быть богом» Германа-младшего (специальная программа фестиваля 2014 года) или того же скандального «Левиафана».

    Но, окинув взглядом ленты четырех фестивалей, можно подвести итог, что основными мотивами во многих из них являются безнадежность и даже смерть, отсутствие целей, отсутствие развития, образа будущего. Отрицается история, и даже существование любви ставится под сомнение. Нет не только попыток ответить на основные вызовы, во все времена встававшие перед человеком, — нет даже самих этих вопросов, они просто не заданы.

    Если мы посмотрим на тех, кто состоит в социальной сети в группе фестиваля, то увидим среди них студентов и выпускников Челябинского института культуры, института искусств, педагогического университета, журналистов, фотографов.

    Это молодые люди, которые уже работают или через несколько лет начнут работать в сфере образования, культуры, искусства. Что они дальше передадут своим зрителям, слушателям, ученикам — безнадегу Звягинцева и Хлебникова? Но безнадегу мало констатировать, ее нужно преодолевать, а вот как именно — об этом творцы «левиафанов» не говорят и не пытаются даже.

    Примечательно, что о необходимости в кинематографе темы развития говорит Вячеслав Шмыров, художественный руководитель фестиваля «Полный артхаус», киновед и кинокритик. «Кино должно проецировать образы будущего, неустанно вырабатывая его в напряженном диалоге с обществом и государством. А ничего этого на практике нет – ни идеологии развития, ни диалога. Есть топтание на месте и пережевывание избитых смыслов и стереотипов». И здесь можно лишь согласиться со Шмыровым.

    «Только идеология развития может дать высокие и одновременно востребованные массовым зрителем образцы киноискусства. Что в лучшие свои периоды — в 20-е и 60-е годы — обязательно подтверждала история отечественного кино. А стагнация всегда приводила к упадку», — заключает киновед.

    На минувшем кинофестивале был показан один фильм, отличающийся от других. Это лента начинающего режиссера Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» (2015), о поколении тех, кто на закате советской эпохи были детьми, и, впитав советские идеалы и образы, сегодня не находят себе места в изменившейся реальности. Как поясняет сама Кудряшова, тогда в жизни были смыслы, а сейчас они полностью отсутствуют. Однако до конца объяснить, о чем же именно идет речь, она не может ни посредством своей ленты, ни в интервью.

    И все-таки есть в ее словах нечто важное. Беседуя с корреспондентом издания ART1, Кудряшова объясняет, почему в финале картины происходит взрыв: «Это способ сказать, что необходим прорыв пространства. <...> Это метафизический взрыв — как у Чехова, когда в «Трех сестрах» в третьем акте начинается пожар. Взрыв невыносимой среды, возникшей вокруг… Взрыв всего». Огня, а не тления, — вот чего не хватает сейчас. И Шмыров, и Кудряшова говорят, по сути, об одном и том же — о прорыве, которого однозначно нет в «Полном артхаусе».

    А вот альтернативу «тлеющему» кинофестивалю попробуем найти в следующем выпуске.

    Специально для газеты "Суть времени Челябинск"

    http://yurgita.livejournal.com/92302.html

    Tweet
    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...
    Основное кинофильм, , культурная война,

    Оставить комментарий

Яндекс.Метрика