• Киношное

    Написано Август 2nd, 2018 news Нет комментариев

    Смотрела "Леди в фургоне"/"The Lady in the Van". Много думала на тему "они триста лет так ходят" (с). Это такая квинтэссенция британского менталитета, что мне кажется, его должны включать в программу по страноведению 🙂 Потому что, положа руку на сердце, хоть как-то представить эту историю со всеми ее, простите, месседжами, к примеру на нашей почве - совершенно невозможно. Нет, ну really, бездомная, безумная, неприятная, неопрятная, дурно пахнущая и без прописки старушка со своим фургоном в хорошем районе? 15 лет? 🙂
    - Они ее прогонят?
    - Надеюсь, что нет. Мы хотим верить, что мы - сообщество.

    Конечно, там полно стеба над вот этим всем, над тем, как при внешней благостности картины внутри себя достойные члены общества корчатся и затыкают носы :), но штука в том, что на нашей почве стеба-то не получилось бы, потому что было бы не над чем. И вот это полное превалирование достоинства человека, его неотъемлемых прав (и само наличие, хм, таковых) - над любыми нестандартными эээ... обстоятельствами его жизни... Я буду это пересматривать как лекарство от мизантропии, когда припрет 🙂

    Богическая Мэгги Смит, конечно. И боже, какой диапазон у нее. Вот это вот мгновенное преображение, когда она красит фургон, и вдруг оборачивается - и из глаз льется свет, что там твой фонарь, чистая радость, которая затапливает всех, включая зрителя - и этот крохотный моментик столько рассказывает о персонаже, сразу понимаешь, чего к ней несчастный писатель так прикипел, глубина и объем голографически возрастают, а ведь казалось бы...
    И это снова Хайтнер экранизирует пьесу Беннета, поэтому там просто невероятная концентрация знакомых и нежно любимых лиц. Полный каст "Историков" - 10 человек! все, кроме Ричарда Гриффитса, конечно 🙁 - и не только они! Совершенно отдельное удовольствие - опознавать их всех в эпизодических ролях: Клер Фой в роли социального работника! Джейми Паркер - агент по недвижимости (ни одного крупного плана и целых 2 строки текста) :)) Рассел Тови и Доминик Купер - "ночные молодые люди" ("коммунисты", ааа! :)), которым даже и имен не досталось в титрах 🙂 Джеймс Корден - продавец на рынке, полминуты в кадре 🙂 ну и все остальные в том же духе 🙂 Впрочем, старшему поколению текста досталось побольше - Френсис де ла Тур, Дебора Финдлей и Роджер Аллам (ах!...) в роли соседей - даже появляются в кадре не по одному разу, прекрасно окаймляя дивного Алекса Дженнингса :)))

    В общем, очень милая и очень духоподъемная вещь. Ну и пронзительная, конечно.

    А еще у меня сезон гей-драм 🙂
    "Горбатая гора" дожидалась у меня в списке бог знает сколько лет. Эпичная, красивейшая и печальная до невозможности сага, вот прямо по-другому и не назовешь. Такой большой роман в кино (снятый по рассказу, ага). Конечно, здорово, что он был замечен и собрал в свое время такой ворох наград, потому что такие вот яркие высказывания о равенстве людей - они, безусловно, очень нужны. Они и сдвигают понемногу парадигму в сознании общества, мне кажется. Для меня кино было о равенстве и о свободе, в первую очередь. О том, как невозможность быть собой, непринятие "нетаковости" обществом - ломает судьбы, причем целыми пучками вокруг; о том, что это стопроцентное зло, которое человечество несет с собой, не умея пока его одолеть, увы.
    Невероятные пейзажи и то, как через них подана идея свободы - очень здорово. Такой визуальный ряд, что он гораздо мощнее любых слов.
    И мальчики прекрасные оба. Хит Леджер вообще огонь, ну у него и роль поглубже прописана.
    И еще мне понравилось, и это очень интересно, как это работает, как при всей красоте фильма, в отношениях, как они показаны, никакого налета рррромантики, от слова совсем. Как секс (по крайней мере, первый) показан некрасиво, до неловкости, до испанского чувства. Как это работает визуально тоже - нет никакой радости в этом открытии нового мира в себе. Ну Джеку еще может быть, но точно не Эниасу. Если и есть искры беспримесного счастья, то рядом есть и драки - с самим собой, конечно, в первую очередь. И в этом тоже часть послания фильма, продолжение его, как мне кажется.
    Потому что еще это о том, что геи встречаются не только среди креаклов 🙂 Что можно быть натуральнейшим брутальным пастухом, ковбоем, или выступать на родео (вот где жесть в выборе профессии, для меня просто из категории "о ужас"), можно не принимать этого в себе до состояния "жениться и настрогать детишек" - а эта часть твоего "я", она оказывается настолько живучей - жизненно важной - что ее невозможно вытравить из себя ничем.
    Я все никак не могу понять, как можно всерьез думать, что пропаганда может склонить к какой-то ориентации (а вокруг меня полно очень неглупых людей, которые так думают) - когда вот, бери и рассмотри любую историю тех лет, когда не только пропаганда трубила в обратную сторону во всем обществе без исключения, но более того, люди всю жизнь жили дальше под страхом разоблачения, остракизма, общественной изоляции, бойкота, суда, тюрьмы, принудительного лечения, психушки, одиночества, бездетности, СПИДа, мучительной смерти от побоев - и даже все это все равно никак не помогало им перестать быть теми, кто они есть. Сколько из них всю жизнь прожили в гетеро-браках, скрывая себя - вот уж где пропаганда гетеро-образа жизни, изнутри, не снаружи! И как после этого можно всерьез думать, что кто-то колеблющийся вдруг выберет себе ориентацию на всю жизнь, увидев целующуюся пару или, не приведи Господи, гей-парад?

    И еще посмотрела фильм "Божья земля" / "God's Own Country". Занятно было вспоминать по ходу, что их часто сравнивают ("Британская гора" и т п) - у меня, хоть я и смотрела их почти подряд, ассоциации возникли вообще другие. Нет, ну оммаж "Горбатой горе" я готова признать 🙂 А так - ну да, сюжет фильма - однополая любовь на фоне пейзажей и животноводства :))))
    А вот что касается темы... Мне, скорее, "Франкенштейн" вспомнился не один раз. Такая история во-человечивания. Практически, про Создание, которому повезло.
    И да, в обоих фильмах природа - важный практически персонаж, не то что фон. Но смысл разный. Там - фильм про запретную любовь, и природа в отсутствие людей означает для героев свободу. Здесь - природа это их соль, буквально суть этих людей, они оба сделаны из земли, как Адам. Но, будучи плоть от плоти этой Божьей земли (хех, кто бы мне объяснил, может, в этом и смысл названия?), можно застыть глиной, камнем, и так камнем и жить - ворочать свою неподъемную тупую тяжесть день ото дня. А можно быть до самого краешка живым и давать жизнь всему. Цвести каждой веткой дрожащей, которая из тебя растет.

    ... Это просто завораживает, как Джонни постепенно оживает. Как будто сначала из всего, что присуще человеку, он умеет только дышать. Ну, и еще вкалывать и напиваться до отключки, и трахать незнакомцев в фургонах, но за это трудно причислить к живым. У него и из тела живые только руки, вся его physicality - в пальцах. (И как круто это сделано на уровне саундтрека - то, что его практически нет. Всю первую половину фильма в нем почти нет слов, и вообще нет музыки, и основным саундтреком будет дыхание Джонни. Зато оно - есть, живое, частое, порывистое, задыхающееся - вот как мы понимаем, что он таки может быть живым.)
    И - мазками - что он неглуп (в чем можно поначалу усомниться), и умеет говорить и выразить себя, и так прорывается это отчаяние его в разговоре со знакомой девчонкой, уехавшей в колледж. И как он разговаривает - нормальнее всего, человечнее всего - с тельной коровой, и как отчаянно горько ему потом из-за ее теленка.

    ... Как это здорово сделано, момент контакта, момент, когда он первый раз улыбается по-человечески, в прямом и переносном смысле - в той сцене, где Георги одевает ягненка в чужую шкурку, и того принимает чужая мать. Жизнь и смерть рядом, смерть одного дала шанс другому, и то, что приемышем, чужаком, stranger, freak - можно выжить и быть принятым, обрести своих, и что отчаянные обстоятельства не всегда приговор - так много смыслов замешано в один яркий визуальный эпизод, помимо верхнего слоя - "сошлись на почве любви к животным" 🙂

    Хех, вот, нашла еще сходство - секс (опять-таки, по крайней мере, первый) показан совершенно животным. Все, что кроме - приходит (открывается, нарастает, настигает) - потом. Животный секс как точка входа, после которой начинают открываться другие двери. Вот это правда общее, и как идея.

    И как Георги учит его - трогать. Видеть. Говорить. Раскрываться (в том числе через буквальное - снимать одежду, представать обнаженным перед другим).
    Больше всего почему-то тронуло - пронзило до самого сердца - как он пробует в тарелке у Джонни еду и солит ее. Да, и это тоже - вкус жизни через вкус еды.
    Выражать поддержку - вот так, как в кафетерии больницы, не словами. И вообще, в принципе, выражать поддержку.

    Вообще, конечно, колоссальное развитие персонажа. И тектоника семейная как вся задвигалась, когда он сам ожил. Бабушка, которая отказалась пробовать сыр, но - молча приняла их как любовников, и проследила, чтобы мальчик адреса не забыл. И отец - этот отец - который говорит "Спасибо". Который говорит, "Это сделает тебя счастливым?".
    Как один человек за неделю молчаливого присутствия оживил целую семью. Чума.

    https://oblako-snov.livejournal.com/81153.html

    Tweet
    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий

Яндекс.Метрика