-
Расёмон — классика кино
Написано Июль 22nd, 2018 Нет комментариевФильм «Расёмон» это история о том, как из никакого бюджета сделать классику кинематографа. Это, как я узнал, веха в развитии мирового кино. Это Куросава, обязательный к ознакомлению. Это сюжет, о котором до сих пор, спустя без малого 70 лет, не утихают если не споры, то разногласия. Каждый может увидеть что-то свое. А уж какую философию отсюда вытаскивают критики – мама не горюй. Наконец, это просто интересное кино. В меру умное, в меру ироничное, в меру интригующее.
Время действия. Тут немножко сложно. Дело в том, что сёгунская Япония как бы замерла в своем развитии. Это вполне может быть и XII, и XVIII век. Многие пишут: XI. Но в общем, это без разницы. Совершенно несущественно.
Три человека во время сильного дождя встречаются под крышей разрушенного монастыря (ворота Расёмон). Двое из них – крестьянин и монах – возвращаются с судебного разбирательства. Они были случайными свидетелями убийства. Оба пребывают в растерянности и рассказывают историю третьему. Мол, всё равно во время дождя делать нечего.
Но проблема заключается в том, что история тут не одна. Их четыре. Факты-то вроде одни – труп самурая в лесу, его изнасилованная жена и признавшийся в убийстве и изнасиловании разбойник. Но трактовки фактов сильно разнятся в зависимости от того, кто излагает свою версию – разбойник, жена самурая, сам самурай (да-да, мертывый) и крестьянин-свидетель.
Оказывается, такой подход в кино впервые применен именно Куросавой в «Расёмон». От него даже происходит название этого эффекта. Внешне этот прием призван удержать зрителя, заинтригованного, всё более и более интересующегося, ожидающего истинной развязки. А по факту через разные версии режиссер хочет донести что-то свое. А может и ничего не хочет, пусть дескать критики и зрителя сами себе всё объясняют.
Что ж, я себе объяснил. Без большой философии. Трактовка каждого персонажа отражает его социальное положение. Разбойник передает события с точки зрения своей разбойничьей романтики. Жена с точки зрения униженной и оскорбленной женщины. Для самурая самое главное сохранить свою самурайскую честь. Ну а крестьянин, он просто рассказывает со своего трусоватого шестка, на котором нет ни романтики, ни чести.
Какая история ближе к правде – в этом-то и есть основной вопрос. Да и правдивы ли они вообще? Да и есть ли вообще объективная правда? Или существуют лишь субъективные эгоистичные трактовки?
Более убедительной выглядит версия крестьянина. Во-первых, потому что она излагается последней и должна поставить точку. Но ставит ли? Во-вторых, это веяние времени. Отказ от идеологии «мы все самураи» привел к тому, что в кино того времени японцы частенько или высмеивали самураев или противопоставляли их гонору вечные добродетели, носителями которых выступал простой народ.
Смотреть «Расёмон» страх как любопытно. И это – несмотря на скудный бюджет и всего шестерых актеров в кадре. Тот период японского кино вообще интересный. Бедность разрушенной войной страны, смена парадигмы, отрицание прошлой идеологии вкупе с умением работать в черно-белом цвете творили чудеса. Актеры играли не только словами. Излюбленный прием – крупные длинные кадры лиц. Лицом, взглядом, мимикой актеры передавали больше, чем словами. Потом это дело часто эксплуатировал Серджио Леоне.
Кстати, лица у актеров тут очень и очень характерные, интересные, яркие и привлекательные. Вот уж не скажешь: все японцы на одно лицо.
В общем, если и есть в кино обязательная к просмотру нестареющая классика, то «Расёмон» относится именно к этой категории. Посмотрите фильм, а потом сравните, как играют сейчас, как ставят сцены, как транжирят гигантские бюджеты и что получается в итоге.10 из 10
https://vpolkovnikov.livejournal.com/298448.html
Оставить комментарий