• Почему современное российское кино такое ущербное

    Написано Август 29th, 2016 news Нет комментариев

    Все, наверное, слышали, что 27 августа был день российского кино. По всей стране прошли праздничные мероприятия, в том числе в Таганроге. Впрочем, давайте сейчас поговорим не о мероприятиях, а о самом российском кино.

    Главная мысль, которая преследовала меня на протяжении всех этих дней, сводилась к тому, что нельзя говорить о российском кино, ничего не сказав о советском кино. Ведь российский кинематограф, как ни крути, по-сути, полностью вышел из советского кинематографа.

    Если по поводу других видов искусства — литературы, живописи — так сказать нельзя, потому что у них был насыщенный досоветский период, то что касается российского кино, то оно полностью дитя советского времени. Из Советского Союза родилось всё: режиссеры, операторы, киностудии, актерские школы и так далее.

    А раз так, то значит, мы не имеем права говорить о российском кино, никак не сравнивая его с кином советским. Ну так давайте сравним.

    Перед тем как провести это сравнение, нам надо определиться с критериями: как сравниваем, по каким показателям? Вот я например, советское кино люблю, а от современного российского кино меня, за редким исключением, тошнит. Но есть ведь есть люди, которое советское кино не любят. Что им до моих чувств к нему, и до моих критериев оценки фильмов? Они на это смотрят по-своему.

    Поэтому, для избежания такой коллизии предлагаю для сравнения периодов взять некий универсальный показатель — деньги. Да, да, деньги. Эту современную «меру всех вещей». Давайте оценим современный российский кинематограф с советским кинематографом по деньгам, то есть по прибыли от проката.

    Ведь к этой оценке не сможет придраться даже самый ярый антисоветчик, ведь тут не будет никакой идеологии, правильно?

    Итак. Об убыточности современного российского кинематографа не говорит только ленивый. Государство выделяет огромные деньги на производство отечественных фильмов, но на них никто не ходит и они проваливаются в прокате.

    В 2016 году, например, на господдержку российский фильмов выделено 6 миллиардов рублей. Это примерно 100 миллионов долларов, и, как мы понимаем, это деньги, брошенные на ветер.

    Ну а как обстояли дела с советским прокатом? Может, там тоже фильмы снимались в убыток, лишь бы толкать советскую пропаганду, как сейчас толкают пропаганду антисоветскую? Давайте посмотрим.

    Из интервью бывшего заместителя председателя Госкино СССР Бориса Владимировича Павленока газете «Комерсантъ», 2003 год:
    «Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год. Мы когда-то ставили с американцами "Синюю птицу", и у меня для журнала Variety брали интервью. Я им говорю, что кинотеатры в СССР посещают 4 млрд зрителей в год. Они переспросили. Я снова: 4 млрд. Они попросили написать на бумаге, пересчитали нули и все-таки написали в журнале 1 млрд. Средняя цена билета была 22,5 копейки, вот и получались сборы 1 млрд рублей со всей киносети. Этого хватало, чтобы вернуть кредит, вести производство, оплачивать тиражи фильмов. Примерно 550-570 тыс. забирали у нас в виде налогов. Оставшегося хватало, чтобы делать такие картины, как "Война и мир" или эпопею "Освобождение", чтобы у нас с 1976 года ежегодно было 30 режиссерских дебютов. Мы создали на "Мосфильме" объединение "Дебют", условием работы в котором было: ставьте что хотите, снимайте как хотите, выход на экран зависит от проката — купит или не купит. Но мы платили всему творческому составу повышенные ставки, чтобы они не были ущемлены по сравнению с теми, кто работает в "большом кино"».

    Вот так вот. Советский кинематограф, оказывается, был супер-рентабельным: один миллиард рублей это почти полтора миллиарда долларов по тем временам (а в пересчете на нынешние доллары это сколько, 10 миллиардов?). И давал 900% прибыли! А также, как мы видим, предоставлял все возможности для творчества.

    Современному российскому кино такое и не снилось. А собственно, почему? Кто-нибудь скажет? Мы же должны сделать какой-то вывод из этих сухих цифр.

    Мне лично кажется, что все дело в подходе. Советский кинематограф, со всеми его плюсами и минусами не был оторван от людей. Он снимал кино про них и для них. Он был «со своим народом», если можно так сказать.

    Естественно, это не могло не отразиться на прокате. Людям нравились фильмы, они с радостью ходили в кино.

    Что же мы имеем теперь? Российское кино, как мне кажется, в его современном варианте, бесконечно оторвалось от народа. Такое впечатление, что режиссерам и продюсерам, снимающим российское кино, просто накласть на этот самый народ и его пожелания. Они снимают кино для себя и про себя.

    И снимают они либо какую-то чернуху про свой «богатый внутренний мир», либо антисоветчину. Ни на то, ни на другое в народе запроса нет, поэтому никто на российское кино и не ходит.

    Ну как с этим быть? Закономерный ведь вопрос.

    Если смотреть с точки зрения государства, то, мне кажется, нужны другие люди в системе. А их нет. Практически некому там снимать другое кино. И отдельные люди тут погоды не делают.

    Если смотреть с точки зрения народа, то надо, наверное, самим снимать свое кино. Сейчас для этого есть все возможности: и дешевое оборудование и информационные технологии. Кино можно снять на зеркалку, например, и выложить в интернет. И если оно будет близко народной душе, то его посмотрят. А потом всем народом можно скинутся и дать возможность режиссеру снять что-то покрупнее. Почему нет?

    Может быть в таком народном кино и есть надежда на возрождение нашего кинематографа?

    http://chichilimov.livejournal.com/81297.html

    Tweet
    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий

Яндекс.Метрика