• «Посетитель музея» Константина Лопушанского, 1989

    Написано Апрель 7th, 2015 news Нет комментариев

    В свое время об этом фильме довольно много говорили, даже рекламировали, но вот показывали очень мало. Теперь понимаю почему – прямая апелляция к Богу с продолжительными молитвами даже для позднего СССР была чрезмерной. Тогда мне его посмотреть так и не удалось. Посмотрел сейчас.

    Мрачный фильм. И тема мрачная…

    Экологическая катастрофа. Уже за точкой невозврата, но еще не «во всей красе»: много мусора, много яда, мертвое море, пыльные бури, таяние ледников и трансгрессия моря, массовые генетические мутации – все (?) дети – дебилы/уроды, которых выселяют в специальные резервации, приспосабливая к переборке мусора.

    Но где-то есть Город с продолжающейся нормальной жизнью, чьи обитатели не хотят знать, не хотят даже думать о подступающем конце. Зачем? Ведь ледники окончательно растают через пятьдесят лет, когда никого из ныне взрослых уже не будет, и какое тогда им до того дело? Лучше давайте веселиться, примерять модные обновки (Последний писк мужской моды – туфельки на шпильках! Ах, ужас? Да не, это просто мода и режиссер здесь явно перегнул палку: древние греки вообще без штанов ходили, а мужественные спартанцы завивали волосы и наносили косметику – и все это нисколько не мешало им оставаться приличными людьми. Но намек на разложение зритель понял.), заниматься сексом с кем попало.

    Главный герой – как раз горожанин. Что интересно, без имени. С именами вообще в фильме как-то плохо. Собрался неделю из своего отпуска посвятить посещению Музея. Музей – затопленный морем город, открывающийся во время отлива. Ходу до него по оголившемуся дну три дня. Дело опасное: замешкаешься – и тебя накроет приливом.

    Нормальному горожанину такая радость и с доплатой не нужна, а этот, вот, хочет…

    Впрочем, этот – не совсем нормальный: как минимум, неврастеник, шорохов пугается. И сны у него странные. И мысли всякие… о Боге. И дебилов вполне терпит. А по виду вроде приличный человек, образованный, интеллигентный даже.

    Кому в цивилизованном обществе нужен Бог? Это анахронизм. А вот дебилы о Боге думают – ну, как умеют. И молятся. И пророчество вспоминают – «будет вам послан человек, просящий за вас, за души ваши», и дана ему будет скорбь с рождения, и взойдет он на Холм, что в потомленном городе, и будет просить Господа, и будет он последним, а больше никакого просителя уже и не будет…

    Выпил наш герой, закусил, потанцевал, наставил рога хозяину отеля – и передумал подвергать свою жизнь опасности за никчемный Музей. Но у Господа ведь все давно уже исчислено…

    И тут во весь рост встает проблема соотношения предопределенности и свободы воли. Но Лопушанский ее не замечает… Вернее, складывается впечатление, что по Лопушанскому никакой свободы и нет: написанному – исполниться, а кто сопротивляется – Господь заставит. Но тогда человечество, загадившее планету, не виновато – просто так предписано изначально. И за что его винить?

    В общем, наш герой отправился-таки в поход…

    Да, о Боге помнят только дебилы. Но вот чего они от него хотят, о чем молятся? О спасении? Своем, планеты, человечества в целом? Нет. Об избавлении. Об избавлении через… смерть. Главная и единственная их молитва: «Выпусти меня отсюда!». Откуда, из резервации? Нет, вообще отсюда… Из тела, из жизни.

    И о том же попросил за них Бога и Проситель, тот самый, последний. Очень переживал – ему-то весь ужас положения открылся, не то что дебилам и нормальным интеллигентам.

    Но Бог его не услышал: смерть и так придет в свой срок. И к дебилам, и к человечеству и к планете…

    Предписанному – исполниться?

    http://macroud.livejournal.com/77935.html

    Tweet
    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий

Яндекс.Метрика