-
На игле / Trainspotting, 1996
Написано Сентябрь 10th, 2018 Нет комментариевЭта веселая кинокомедия посвящена, наверное, самым приятным людям на свете — молодым шотландским наркоманам, погромщикам, мошенникам и прочим обитателям городского дна Эдинбурга. Настоящим друзьям. Они сознательно отвергают рептильный мир «развитого капитализма», потому что там в почете только «состоявшиеся люди» - что-то вроде зомби, хвастающихся своей «успешностью», приобретенной долгим, унылым и бессмысленным трудом в офисе. Необычайно обаятельные герои, однако, не очень счастливы, хотя на мой взгляд, упарываться героином, пить скотч стаканами, бить и грабить обывателей — нет ничего на свете лучше. Короткие периоды активности сменяются затяжными гулянками, но в определенный момент в голову главного героя приходит предательская мыслишка: а что, если бросить употреблять наркотики и стать «приличным человеком»? После этого, как будто, все мироздание встанет у него на пути.
Экранизация книги Ирвина Уэлша показывает зрителю типичных изгоев, которые, как кажется, являют собой недочеловеков, лишенных всякой перспективы. Но вообще-то они вполне умны, рациональны и сострадательны — и, хоть, конечно, деградируют в умственном и физическом плане, но еще неизвестно, что вреднее для здоровья и интеллекта: жизнь наркомана или офисного сидельца. Единственная проблема зависимого — почти полное отсутствие воли и горизонт планирования максимум до первых признаков ломки.
Судя по всему, это была единственная альтернатива в жизни молодежи, принадлежащей к национальным меньшинствам Британии 80-х годов: быть безликим верноподданным — или иметь свои мысли, но сесть на иглу. Распространение наркотиков — специализация Англии начиная, чуть ли не с XVIII века, а опиум и его производные унесли, пожалуй, больше жизней врагов Короны, чем выстрелы канонерок и бомбы RAF.
Поэтому к героям, невольным пешкам в очередной Большой игре, с самого начала проникаешься сочувствием, а симпатичные герои — треть успеха (тем более, что актеры играют изумительно). От того, как режиссер подходит к делу, тоже чувствуешь удовольствие. Фильм — наверное, эталонно быстр и динамичен; сильнее уже и не надо — далее начинается «клиповость» а-ля Гондри и Бессон: чтобы такое воспринимать, нужно быть дерганым холериком или ребенком. Спецэффекты здесь не «вещь в себе», а хорошо работают на сюжет и не мозолят глаз — и 20 лет спустя смотрятся вполне пристойно. Диалоги и монологи подчас впечатляют, что вполне естественно (книгу я не читал, но с творчеством Уэлша хорошо знаком: из его текстов можно делать киношедевры), больше же всего понравился финал с нестандартным хэппи-эндом — но непротиворечивым, заслуженным и очень забавным. Не приходится удивляться тому, что фильм стал культовым.
https://richteur.livejournal.com/383985.html
Основное кино АнглииОставить комментарий