• О фильме Кирилла Серебренникова «Лето»

    Написано Июнь 11th, 2018 news Нет комментариев

    Признаться, после прочтения рецензий и даже аннотации к фильму, с некоторой опаской пошёл в кино. Больше чтобы просто иметь обоснованное мнение о фильме и режиссёре, которые сейчас на слуху. Сходил. Посмотрел. Расскажу впечатления.

    Первое. Это, конечно, фильм не о творческом пути Цоя, как написано в аннотации... и не о его взаимоотношениях с Майком Науменко и его женой Натальей. Здесь абсолютно нет Ленинграда - причём никакого, ни 80-х, ни любых других периодов. Даже практически нет видов Ленинграда, а те что есть легко могут быть найдены почти в любом городе, старше 100 лет. Реальная атмосфера и настроение времени практически отсутствует полностью. Но в данном случае, это перешло во вневременную плоскость, потому не важно.

    Однако, поскольку фильм не об этом получился, то это и не является проблемой. И хоть атмосферы Ленинграда, и атмосферы времени нет, но у фильма атмосфера есть. Отчего-то я даже считаю, что так не было задумано, но так получилось. И возможно даже к лучшему. Иначе легко мог бы получиться этакий черно-белый клон «Стиляг», только с как бы реальными героями... Местами, кстати, что-то проскальзывало...

    Второе. О чем фильм? Ну вообще, фильм такой местами декадентский, что особо-то неудивительно при таком режиссёре. Но несмотря на декадентские нотки, упаднического настроения после просмотра вовсе не возникает и лично я вышел из кинотеатра, в весьма приподнятом, драйвовом настроении.

    Возможно даже просто из-за звучания песен Майка и Цоя на хорошей звуковоспроизводящей аппаратуре. Дело в том, что лично я никогда не слушал песни Зоопарка и Кино на концертах, и слушал их только на магнитофоне, в машине, плеере... Ну в общем, на слабой акустике. Мне например, всегда нравилась песня «Когда-то ты был битником», но уж особо заводной я ее не считал. А вот на мощной аппаратуре, это совсем по другому звучит... Впечатлился даже.

    Вообще, атмосфера погружения безусловно есть. Простой пример. В одной из сцен, после окончания исполнения Цоем песни, в фильме слушатели захлопали. Я поймал себя на мысли, что сам чуть не захлопал. А я вообще редко так забываюсь. Но импульс захлопать так, будто сам находился там - среди слушателей, я ощутил точно. Это о чем-то да и говорит.

    Очень круты вставки с воображаемым развитием событий. Очень круто сделано и режиссёрский замысел наверное в том, чтобы показать как обычные серые события реальной жизни трансформировались в голове Майка через призму лучших образцов рок-музыки того (и предыдущего) времени. Надо сказать, в трансформированном виде это выглядит гораздо увлекательнее. Обычный конфликт в электричке превращается в нашествие панков, с очень забойной музыкой и драйвом. Обычная ночная прогулка под дождем, в увлекательное приключение.

    Странно, почему широкая аудитория излишне акцентируется именно на Цое. Главный герой, безусловно - Майк Науменко. Виктор Цой - это фрагмент его жизни, важный и самоценный, но в фильме главный не Цой, на мой взгляд.

    Я почитал интервью Натальи Науменко, данные ей и до фильма и после. Почитал возмущённые мнения... что сказать? Лично я атегорически отвергаю, что фильм выставляет в дурном свете Цоя или Майка. Наталья говорил, что у них с Цоем была нежная дружба. Именно так это все и показано. Никакой пошлости в отношениях или предательства не увидел. При этом, естественно, я не знаю реальных событий, потому за биографическую точность ручаться не буду. Однако, мне кажется, что и никто вообще никогда не знает всего. Серебренников заполнил то, что не может быть известно никому своим восприятием на основе рассказов Натальи, других друзей и своим личным ощущением.

    Есть запоминающиеся, умные реплики, которые демонстрируют различное отношение Майка и Цоя к жизни. В принципе-то это и по музыке видно, но в эпизоде где Цой раздражён плохим качеством звука при записи альбома, Майк ему говорит: «Ты недоволен звучанием своего альбома. Это красивая проблема». А ведь и действительно, это даже философски звучит...

    Майк показан несколько отрешённым от реальности, признанный лидер популярной группы, кумир многих, но находящийся во внутреннем поиске, не дающем ему покоя. Возможно Серебренников хотел показать и смену времён, ведь буквально через несколько лет в нашей стране начались тектонические изменения, поменявшие все. Цой выглядит, как представитель новой волны - целеустремленный, знающей что ему требуется (не путать с циничностью). Майк же на своей волне, в море шедевров западной культуры, и рефлексирующий по этому поводу. Чем он может заинтересовать мир после Rolling Stones, Beatles, Doors и многих других?

    Многие недовольны, что легендарного Майка сыграл Рома Зверь. Мне было проще. Я не знаком с творчеством и имиджем Ромы вообще, думаю какая-то попса, но - он до такой степени мне не знаком, что его имидж совершенно на меня не давил и не закрывал характер персонажа. Тем кто знаком с Ромой Зверем ближе, возможно будет сложнее. Мне повезло:) Внешне между Ромой и Майком есть кое-что общее и в общем, вскоре я довольно таки спокойно воспринимал Майка на экране.

    Цоя сыграл молодой актор Тео Ю. Сыграл на мой взгляд неплохо. Тяжело конечно сравнивать Виктора Цоя с любыми попытками его воспроизведения. Но диссонанса точно не было.

    Ну естественно есть фирменные закидоны Серебренникова. Ну как, например, обойтись без голых юношей?:) Ничего страшного они там не делают, купаются в Финском заливе, но причиндалами засветили на весь экран. Я не ханжа, и ничего страшного в этом не вижу. Но смысла в этом нет, ничего к фильму не добавляет, зато ограничивает аудиторию проката и даёт повод для критиков. Есть флёр этого уже пошлого нытья об убогости совка. Какие-то там комсомольцы, блюдущие нравственность. ОМГ короче. Все это сильно не похоже на реальную атмосферу 80-хи даже внешне выглядит для меня скорее, как кадры 50-х (не удивлюсь кстати, что мое мнение о 50-х тоже искажено, но 80-е я хоть сам помню, а 50-е только по фильмам знаю...). В 80-х давно все было не так. Было лицемерие, на съездах все про партию задвигали, после отрывались по полной. Но это другое.

    Вообще, воспринимать фильм, как историческое свидетельство, конечно, нельзя. «Лето» унаследовало многие пороки отечественного кинематографа и отечественной интеллигенции, декадентскую стилистику, нечеткость, расфокусированность сюжета и пр. Это минус. Не понимаю, чем думают наши кинопроизводители...

    В принципе, актерский состав толковый собран, снято отлично, звук прекрасный, многие чисто технически приемы съемки очень приятны, есть неожиданные вставки воображаемой линии, которые оживляют происходящее, но все вместе - не станет фильмом, который например будут смотреть те, кому это априорно не интересно. И это громадный минус, перекрывающий дальнейшее развитие...

    Фильм назван по одной из наиболее известных песен Майка «Лето», заканчивается песней Цоя «Кончится лето». Очевидно, неспроста. В общем, фильм посмотреть можно и даже нужно всем, кому интересны Майк Науменко, Виктор Цой и их творчество, ничего ужасного в фильме нет, снято с уважением, но и особо выдающегося, к сожалению, тоже в фильме нет.

    https://www.facebook.com/100001268074365/posts/1927606690624915/

    Можете подписаться на мой блог в различных сетях:
    Твиттер
    Живой журнал
    Фейсбук
    Вконтакте

    https://eugenyshultz.livejournal.com/690481.html

    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий