• Бакенбарды, 1990

    Написано Февраль 28th, 2018 news Нет комментариев

    Итак, перестройка в разгаре - или, скорее, даже в угаре. В вымышленном городке Ленинградской области Заборске (на самом деле снимались захолустные улицы самого Петербурга) лютуют панки-акционисты из неформального общества "Капелла" (что-то среднее между "Алисой", Башлачевым и "Pussy Riot"), безобидные, но очень шумные и эпатажные юнцы. Их регулярно карают "Бивни", брутальные качки-любера, но как-то совсем тупо и бессистемно.

    Тем временем в город приезжают два господина в крылатках, бакенбардах и с налитыми свинцом тростями - юный Александр и его зрелый наставник Виктор. Потрясенные увиденным, они дают клятву навести в городе русский порядок, очистить от тлетворного западного влияния и завлечь сознательную молодежь в свои ряды. Сказано - сделано. Поколотив "Бивней", пушкинисты добиваются их беспримерной преданности - и вскоре вчерашние культуристы хвалятся друг перед другом пышностью бакенбард и знанием гражданской лирики Александра Сергеевича. Следом пришла пора нанести ошеломительный удар по развратникам из "Капеллы". И здесь клубом АСП решает воспользоваться в своих далеко идущих планах советская власть.


    А на дворе - вторая половина 1990 года, что нужно помнить, анализируя контекст фильма, который лишь кажется веселой кинокомедией. Уже начинали раскручиваться национальные конфликты на окраинах; в Азербайджане с большими потерями подавили попытку восстания, прибалтийские республики объявили о своей независимости - и попали в экономическую блокаду, во главе РСФСР встал Ельцин, объявивший о необходимости развала страны и дезинтеграции общества. На фоне противостояния коммунистов и "демократов" оформилась третья сила, с которой поначалу заигрывали и те, и другие.

    "Пушкинисты" с их назойливо-профанной симпатией к русской духовности и дореволюционным манерам, наивным монархизмом, снисходительным отношением к национальным меньшинствам, кругом чтения, включающим в себя патентованных шарлатанов типа Льва Гумилева - явная отсылка к ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) и порожденного им, печально известного общества "Память": кружка козлов-провокаторов из ГБ, вокруг которых кучковались городские сумасшедшие и любопытные статисты.

    Поначалу их планировали использовать как "эскадроны смерти" для расправы с инакомыслящими, но отменили свое намерение, во-первых, убоявшись латиноамериканского сценария (полулегитимное правительство созывает паравоенные отряды, которые зачищают политический ландшафт, но после начинают сами претендовать на власть; для избавления приходится дать полномочия армии, и та, расправившись с "эскадронцами" провозглашает военную диктатуру), во-вторых, добиться какой-никакой дисциплинированности и эффективности от всего это сброда: атомных православных, казаков, доморощенных нацистов и белогвардейцев было совершенно невозможно. Точно так же сейчас терпит крушение любая попытка организовать массовое молодежное проправительственное движение: "идущие вместе", "нашисты", "румол", "гей-оргиевцы", и всякие прочие "офицеры-россии", цорионовцы и залдостановцы несмотря на исправно пожираемые гипер-бюджеты, в "час Ч" выведут на улицы примерно 0,00 людей.

    Поэтому агонизирующая власть решила использовать общество "Память" хотя бы для дискредитации национальных идей, которые, потенциально, были мощнейшим электоральным ресурсом (именно на лозунгах национального возрождения достигли феноменального успеха на выборах оппозиционные движения Польши, Хорватии, Венгрии, Прибалтики и других соцстран).

    Ну и еще один момент был. Дело в том, что люди, на рубеже 80-90-х годов заявлявшие о "русском патриотизме" однозначно ассоциировались с неосталинистами. Во-первых, на роль "солнца русской литературы" Пушкина выдвинул в 1937 году именно генсек. Во-вторых, тот же Сталин после ВОВы принялся имитировать русский национальный ренессанс, что в сравнении с недвусмысленно русофобской политикой Хрущева привело к тому, что "Uncle Joe" стал своеобразным символом почвеннического движения в глазах не только простофиль (у каждого второго советского водителя в кабине висел портрет Джугашвили), но и вполне интеллигентных людей. Таких, как, например, режиссер Юрий Борисович Мамин и сценарист Вячеслав Абрамович Лейкин, однозначно ставящих знак равенства между русскими патриотами - и черносотенцами, фашистами, нацистами.

    Да, в этом фильме пушкинисты, изначально выглядящие галантными смельчаками, явственно достойными подражания молодыми людьми, очень быстро приступают к погромам и изнасилованиям, факельным шествиям, используют чуть ли не эсэсовскую символику, получают денежки от неведомых "меценатов", да и сами поднимают суммы - на торговле баснословно дорогими сувенирами, и, вероятно также, молодой женской плотью. Все это можно было б назвать подлостью и политической ангажированностью - если бы Мамин не провел убедительную работу над ошибками, уже в следующем своем фильме признав безумие ельцинского режима и воспев ценность любви даже к погибающему Отечеству.

    А фильм "Бакенбарды" с художественной точки зрения - безупречный. Запоминающаяся игра актеров (забавный факт - в ролях второго плана можно увидеть половину состава будущих "Ментов"

    ), смешные и тонкие шутки, граничащие с гротеском и абсурдом (сродни хармсовским анекдотам про Пушкина), а иногда и смело нарушающие эту границу; увлекательное действие, захватывающее и не отпускающее до самого конца, и, наконец, на редкость пристойное по меркам 1990 года качество постановки. Один из немногих перестроечных фильмов, имеющих ныне не только ностальгическую ценность.

    https://richteur.livejournal.com/349784.html

    Tweet
    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий

Яндекс.Метрика