• Тэли и Толи, 2016

    Написано Декабрь 30th, 2016 news Нет комментариев

    Виртуальная граница между Грузией и Южной Осетией разделяет два села — Тэли и Толи, жители которых давно породнились и постоянно ходят друг к другу в гости, чему вяло пытаются препятствовать пограничники - придурковатый лейтенант-грузин и желторотый русский сержант. Там живут старики, которые помнят еще войну - и молодежь, обреченная на межэтнический брак. Там до сих пор цветут традиции, живы воспоминания, а злободневные события никому не интересны. Но эту высокогорную идиллию норовят разрушить пришельцы с равнины: браконьеры, иностранные туристы и тупоголовое начальство, мечтающее сделать границу фундаментальной и непроходимой.

    Есть такие категории еды, покупать которую с рук или в общепите — рискованно, можно отравиться: то же самое можно сказать про модный в последнее время жанр «этнографических фильмов». Часто под соусом «братства и единства» подают настолько изощренный шовинистический яд, что и семейство Борджиа бы позавидовало, особенно этим отличался грузинский кинематограф еще в советское время. Сразу отмечу, что в обозреваемом фильме фашизма нет. Снял его какой-то удмуртский монтажер по имени Александр Амиров, и, видимо, тема оказалась ему настолько чужда, что к националистическим агендам противоборствующих сторон он отнесся одинаково равнодушно, сделав их в равной степени смешными и бессмысленными. Грузинский пограничник беззубо шутит по поводу пропажи баранов с российской стороны: «Эта ани к нам в свабодную Грузию пэрэбэжать рэшили!» и тут же изрекает про родную Сакартвело нечто дикое, обесценивающее пафос предыдущей фразы. Такой у режиссера творческий метод: каждое велеречивое заявление разряжать смехом, каждый дурацкий поступок компенсировать достойным. Не Бог весть что, но подходит для того, чтобы выжить на минном поле азиатской нетерпимости. А для перестраховки еще и специально поручил представителям одних народов изображать персонажей другой национальности: так, осетинку с чудным именем Сатиник играет красивая грузинка, в роли не менее красивого грузина Гочи — русский татарин, осетинского патриарха исполняет чечен, а того грузинского лейтенанта — вообще армянин.

    Видимо, бесконечное предотвращение потенциальных конфликтных ситуаций и улаживание все же разыгравшихся конфронтаций совершенно обессилило режиссера и на съемки энергии уже не хватило. Визуально-сюжетный ряд — набор шаблонных ситуаций, знакомых каждому, кто смотрел хоть один фильм про горные селения. Два величавых старца в папахах степенно пьют вино, ведя философскую беседу, но тут же вспыхивают как порох из-за разных взглядов на некое событие, произошедшее 70 лет назад, принимаются визжать и стучать кулаками. Молодой егерь в джинсах умыкает невесту, потому что так делали его предки и он отступать не намерен: девушка сперва ерепенится, потом покорно и нежно обнимает жениха. Приехавшего из-за бугра гостя заставляют выпить рог вина, и посмеиваются, глядя на него, захмелевшего, мол «Эх, слабовата нынче молодежь!» Все эти 33 удовольствия сопровождаются непрекращающейся фоновой лезгинкой, многозначительной демонстрацией горного ландшафта и, что самое приятное, на самые разные лады ломаемого русского языка — это, несомненно позволит почувствовать себя посетителем современного Черкизона Одеона.

    http://richteur.livejournal.com/270798.html

    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий