• Немного о Горане Марковиче

    Написано Октябрь 30th, 2016 news Нет комментариев

    Мой псевдо-некролог по Анджею Вайде почему-то более или менее понравился публике, и, вдохновленный этим успехом, я решил попробовать написать серию небольших биографических очерков о хороших, но не очень известных в России славянских режиссерах. Между тем, значительная часть их фильмов переведена на русский язык (в том числе, хе-хе, и моими усилиями), и не хватает только целостного восприятия их творчества публикой. Постараюсь закрыть эти пробелы, написав, для начала, обзорную статью о творчестве сербского режиссера Горана Марковича, тем более, ему не так давно стукнуло 70 лет.

    Кустурица, конечно, персона №1, ассоциируемая с югославским кино в России. На родине и в Европе его тоже уважают, но он там не единственная величина, и даже не первый среди равных, а лишь один из шорт-листа в 5-10 выдающихся режиссеров, и на какое место его в этом списке поставить, зависит от вкуса составителя. Кустурицын коллега и однокашник Маркович тоже входит в данный список, но фильмы его совсем о другом, по-другому сняты, выражают совсем другие ценности, хотя и остаются полностью в сугубо балканской этической и эстетической парадигме.


    Конечно, большое значение имела разница в происхождении. Одно дело — родиться на задворках Сараево в семье мелких чиновников, и совсем другое — появиться на свет коренным белградцем, сыном популярнейших актеров-киноакадемиков. Так что Кустурица попал в престижную Пражскую академию киноискусства (FAMU) почти случайно, а Маркович — почти закономерно. Впрочем, блат почти не сказался на творчестве режиссера (хотя родителей он старался снимать во всех своих фильмах): его самостоятельная карьера стартовала поздно в сравнении с соучениками по FAMU Зафрановичем, Паскалевичем и Грличем. После возвращения из Праги в 1969 и до 1977 года Горан Маркович работает в документалистике, выпуская короткометражки и передачи со стереотипными заглавиями «Необязательно», «Без названия», «Актеры», «Персонажи» и т.п. Но на четвертом десятке решает попробовать себя в игровом кино.

    Дебютный фильм Марковича называется «Специальное воспитание» и повествует о закрытом заведении для неблагополучных подростков, с которыми пытается справиться не очень молодой и не очень здоровый воспитатель. Получилась неожиданно честная и трогательная картина, югославская «республика ШКИД», чей успех во многом был обусловлен грамотным подбором артистов. Роль воришки-беспризорника Перы сыграл «главный малолетка» Югославии Славко Штимац, известный многим по фильмам 70-80-х годов актер с детскими чертами лица, ставшими залогом его успеха и жизненной драмы. Как «Шурику» Демьяненко или «Нестору Петровичу» Кононову ему предлагали штампованные роли «простака» или юнца, и только с помощью верного Кустурицы уже зрелый Штимац смог преодолеть свое актерское проклятье.

    Не менее убедительными были работы другой молодой звезды Александра Берчека, в 27 лет сыгравшего 17-летнего паренька, и его старшего напарника, знаменитого уже косовского албанца Бекима Фехмиу, блистательно исполнившего роль разочарованного в жизни, но опытного и благородного воспитателя, действующего по принципу «прежде всего, не навреди». Там же снялся другой любимый народом актер Любиша Самарджич — причем и он, и Фехмиу согласились сниматься без гонорара — до того им понравился сценарий. Хоть дебютант и затянул картину, которую пришлось урезать на 50 минут (на выброс пошло несколько важных сцен), тем не менее, она получила широкое признание и режиссерская карьера Марковича пошла в гору.

    Следующий фильм вышел на экраны очень быстро. Главным героем «Национального класса» был 27-летний бездельник Брана (в харизматичном исполнении вечно молодого, увы, уже покойного Драгана Николича), ценящий в жизни только одно: гонки и женщин (второе — с большим отрывом). Действие на этот раз компактно и хорошо сшито: режиссер уложился в стандартный метраж и показал неделю из жизни протагониста, одновременно пытающегося откосить от армии путем поступления в вуз и имитации хронической болезни; привести машину в христианский вид в преддверии грядущих гонок; расстаться с одной женщиной и уложить в койку другую — с помощью непрестанной болтовни, обмана, невыполнимых обещаний... Конечно, ничего-то у раздолбая Браны не выгорает, он теряет всё, приобретая, впрочем, хорошего друга. Однако видится сомнительным, что даже в финале смурной герой, чистящий апельсин сделал для себя какие-то выводы — но таков балканский национальный характер, априори отрицающий любое рациональное познание!

    Первые два фильма рассказывали об очень счастливой, беззаботной стране, в которой царит вечное лето, в которой даже чтобы погибнуть, приходилось прилагать последовательные и недюжинные усилия, не всегда венчающиеся успехом. Первые нотки социального критицизма можно уловить в третьем продукте Марковича «Мастера-мастера». Это цитата из стихотворения А.Секулича о незваных мастерах-доброхотах, которые явились в дом и без разрешения переделали его так, что хозяин приходит в ужас и не может узнать свое жилище. Или, говоря простым языком, реминисценция поговорки «услужливый дурак хуже врага» применительно к национальному образованию. Молодой инспектор из министерства направлен в престижную гимназию с заданием разузнать обстановку, но с ходу начинает превышать полномочия и вмешиваться в чужие судьбы — чтобы отличиться. Тем же самым занимается директриса, которая, в попытке занять первую строчку в рейтинге школ, терроризирует и учителей и учеников, выжимая из них все соки, так что все педагогическое сообщество страдает от разнообразных психических завихрений. Остановить этот безумный паноптикум может только появляющаяся в финале deus ex machina, игнорирующая вопли в духе «мы хотели как лучше» и вершащая свое суровое, но честное правосудие. Сложившаяся в СФРЮ ситуация к тому моменту была такова, что лишь зритель с ОЧЕНЬ большими иллюзиями мог поверить в то, что такой поворот возможен в реале.

    Следующую ленту Маркович решил приноровить к 10-летней годовщине трагических событий 1972 года, отмеченных последней эпидемией оспы в Европе. Фильм так и называется - «Variola vera», т.е. «Натуральная оспа». По сюжету, косовар-паломник возвращается в Югославию тяжко больным, доктора не понимают, что с ним, лечат его неправильно. Вскоре пациент умирает — но заболевают все контактировавшие с ним, потом все, кто контактировал со вторым кругом зараженных и т.д. Всю больницу закрывают на карантин, уравняв шансы на жизнь и смерть для носителей оспы, легких больных, медперсонала, и случайно оказавшихся в клинике людей. А от мучительной болезни нет лекарства, каждый второй умирает, и в страхе перед заразой люди готовы проявлять самые мерзкие качества характера. Но кто-то даже в океане подлости, безумия движется своим путем чести и мужества, увлекая за собой других. В итоге болезнь побеждена, но открытый финал как бы намекает: пока человечество не научилось справляться со своими демонами, искушениями и грехами, пожинать на лаврах рановато. Этот балканский хоррор получился неожиданно пугающим и сильным: Маркович умело нагнетал обстановку и умело разряжал ее в совсем уж надрывные моменты, а эпизод, когда солдаты в костюмах ОЗК заколачивают окна больницы с отчаянно стучащими в них паникующими людьми — в моем личном топе самых пронзительных кинематографических кадров. В «Вариоле вере», кстати, критический реализм выражен еще сильнее, чем в прошлом произведении режиссера: параллельно больнице действие происходит в коридорах власти, где не очень-то и компетентные чиновники бестрепетно распоряжаются чужими судьбами, отчаянно друг против друга интригуют, и, в итоге, присваивают себе чужие заслуги. И внезапная вспышка смертельной заразы, по словам Марковича, это метафора болезни, которым поражено в своей основе все югославское государство, против которого почти все страны мира организовали свой карантин — ровно через 10 лет после съемок фильма и 20 лет после эпидемии...

    В общем, по итогам первых 5 лет своей работы в художественном кино, Горан Маркович окончательно утвердился в качестве сильного и грамотного режиссера, обладающего собственным почерком, и, благодаря этому, снискавшему всеевропейскую известность и народную любовь.

    Продолжение следует.

    http://richteur.livejournal.com/256561.html

    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий