• «Одержимость» / Whiplash (Дэмьен Шазелл, 2014)

    Написано Январь 31st, 2015 news Нет комментариев

    ALL. THAT. JAZZ

    Оригинальное название фильма «Одержимость» (выдвинут на «Оскар» как лучший фильм, также за сценарий, мужскую роль второго плана, звук, монтаж) - Whiplash, что можно перевести как «ремень плети», «удар плетью» или даже «бить кнутом». Так же называется джазовая пьеса Хэнка Леви, которую разучивает главный герой, студент консерватории по имени Эндрю (Майлз Теллер) под руководством своего учителя, дирижера лучшего в стране студенческого джаз-бенда, Терренса Флетчера (Дж. К. Симмонс). А еще так можно назвать педагогические методы Флетчера: удар плетью. Много, много ударов.

    Почему? Да потому, что Чарли Паркер стал тем, кем он стал, после того, как ему запустили в голову медной тарелкой за недостаточное усердие. Вот Флетчер этим и занимается. Ищет нового Паркера. Любой ценой.

    По большому счету, «Одержимость» - упражнение на тему старого недоброго «искусство требует жертв». Впрочем, количество базовых сюжетов не меняется с начала времен. Важны детали воплощения.

    Снял «Одержимость» доселе не очень известный американский кинематографист Дэмьен Шазелл. Его самая заметная коммерческая работа - сценарий к "Последнему изгнанию дьявола-2», однако излюбленная тема – джаз. Полнометражный дебют Шазелла – «Гай и Мэдлин на парковой скамье» - о джазовом тромбонисте, выбирающем между призванием и любовью. Новелла Whiplash (2013), отмеченная призом как лучший короткий метр на фестивале независимого кино в Санденсе, с тем же Симмонсом в роли тирана-учителя – очевидный набросок к одноименной полнометражной драме.

    Итак, Эндрю мечтает стать великим барабанщиком. Слушает знаменитого ударника Бадди Рича, постоянно репетирует, разве что не спит с барабанной установкой. На стене его комнаты висит приговор: «Не умеющие играть уходят в рок». Во время одной из таких репетиций в пустом классе его и замечает Терренс. Желание Эндрю добиться успеха сродни одержимости, но одержимость его наставника еще больше. В своем поиске идеального исполнителя Флетчер действительно готов на все. Орать. Оскорблять. Бросаться стульями и инструментами о стену. Стравливать музыкантов друг с другом. Не замечать крови на барабанах. Хлестать и погонять, погонять и хлестать. Такого понятия, как пределы человеческих возможностей, для этого бешеного лысого дядьки с острыми ушами и чертовски выразительной физиономией не существует.

    Симмонс в свои неполных 60 лет переиграл множество ролей, по большей части в сериалах; из всего списка примечательным можно назвать разве что эпизодический образ старого сутенера Пэй Мэя во второй части "Убить Билла" Тарантино. И вот, похоже, благодаря работе с Шазеллом он получил то, о чем мечтает каждый актер: роль всей своей жизни, не просто роль, а Роль. Он перевоплощается в сущего демона - умного, многоликого, неотразимого даже в злобе дьявола, изгнать которого уже не получится, как ни старайся, напротив, это он может, не поморщившись, исторгнуть кого угодно из своего ада перфекционизма. Так что и «Золотой глобус», и номинацию на «Оскар» Симмонсу дали совершенно заслуженно.

    Другие не хуже. Очень точна во всех оттенках настроений своей героини Мелисса Беноист – она играет Николь, девушку без амбиций, которую Эндрю бросает ради карьеры. Что же касается Майлза Теллера, то перед ним стояла еще более сложная задача – создать того, кто способен бросить Флетчеру вызов. И у него получилось. Эндрю в начале и Эндрю в конце фильма – два разных человека.

    Эта пропитанная джазом помесь романа воспитания и романа производственного интересна именно потому, что выстроена как столкновение двух равновеликих характеров. Острый конфликт на каждом повороте. Обманчивое затишье во второй половине повествования. Наконец, великолепная, напряженная до озноба музыкально-психологическая дуэль в воистину взрывном финале. Кстати, все музыкальные эпизоды сняты и смонтированы блестяще; номинация за монтаж тому лишнее подтверждение.

    Весь этот джаз – это ярость и отвага, перед которыми меркнет шум шоу-бизнеса, это бросание на амбразуры, это страсти почище шекспировских, и пусть весь мир погибнет ради удачного аккорда.

    Come on babe, we`re gonna brush the sky.

    Иначе ведь и браться не стоит.

    Дмитрий Десятерик

    http://d-desyateryk.livejournal.com/691593.html

    хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
    Loading...Loading...

    Оставить комментарий